ГлавнаяНовости ContactsИстория школыУчителяУченикиИ музыка И словоОни вспоминаютЭпизодыAd MemoriamFORUM
Рижская еврейская светская школа
Лёля Иткина
       Лёля Иткина была очень ярким человеком. Музыкальная, остроумная, невероятно способная к языкам. Она очень легко писала, переписывалась со всей страной и заграницей (насколько это было тогда возможно).  Эти три тетради она написала по собственной иницитиве, по неодолимому желанию рассказать о любимых учителях. Но получилось не только о них, а о школе и о соучениках - "ди хевре", о школьной жизни и о том, как складывалась жизнь героев ее записок на фоне событий в стране и мире.
       Написано,как говорится, на одном дыхании. Это не записки, это взволнованный рассказ, с восклицаниями, повторами, бесценными деталями, которые сохранила ее удивительная память. Это писалось в возрасте 71 года, в период  непрекращающейся работы с учениками, путешествий по всему Союзу, посещения концертов и театров, организации встреч, дней рождений и юбилеев. Через 3,5 года ее не стало.

МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О МОИХ УЧИТЕЛЯХ ФАНЕ И ИСААКЕ РОДАК
15 ноября 1982 г.
Тетрадь I
 
У Фани и Исаака Родак были тысячи и тысячи учеников. И среди них – я. Кто бы мог тогда – в наши школьные годы – предвидеть, что именно мне Мая – их дочь- сообщит о кончине Фани в Тамбове? Кто мог предвидеть, что именно мне будет суждено проводить в последний путь нашего последнего учителя Исаака Родак? Кто мог знать, что именно я буду переписываться с Родаками все годы и годы после их отъезда из Риги, и что именно я приеду к ним гостить в Одессу, а затем в Тамбов? Никто. Но это было так.
Родаки приехали к нам в Ригу в 1921 г., и Фаня стала моей учительницей, когда я была в 4-м классе.
 

 21-1

Исаак стал учителем еврейской литературы в еврейской гимназии, которая имела четыре класса – первый, второй, третий и четвертый. Они соответствовали нашим 7, 8, 9 10 классам. Шестилетка называлась грунд-шул, т.е. основная школа. Обучение бесплатное, а в  гимназии – платное. Окончив шестилетку, многие уходили на работу - в продавцы или в ремесленники.
Фаня преподавала нам еврейский язык, естествознание, а в 5-м классе – и химию, как кружковое занятие.
В Риге были четыре основные школы. Я была в IV-ой. Наша четвертая помещалась в одном здании со второй. Я недавно была в Риге, и меня потянуло посмотреть на моё далёкое детство. Школа стоит, забора нет. Там и теперь школа.
Фаня была очень красивая, как и Исаак. Её уроки забыть нельзя. Особенность Фани – она никогда не повышала голоса. Посмотрит на тебя с таким упрёком, что тебе провалиться на месте. И не злым, тяжелым взглядом, а страдальчески. Мы проходили с нею глаз – строение глаза. В те годы не было никаких наглядных пособий. Фаня просила нас принести из мясной лавки говяжьи глаза. Надо же – никто кроме меня не принёс. Фаня разделила класс на две группы, и поочередно вела объяснение с «моими глазами». Я не выдержала и на цыпочках подошла к другой половине класса, чтобы посмотреть и послушать. Но Фаня уставилась на меня своим грустным взглядом, и я, пристыженная, пошла на место.
Проходили мозг. Фаня просила принести мозги. Опять же, не кто иной как я принес мозг из той же мясной лавки. Фане этого показалось мало. Велела всем найти глину и вылепить мозг из глины. Находили и лепили, и приносили в класс. Вообще всё обучение у Фани было очень наглядно. Мы таскали в класс клубни картофеля, луковицы и разглядывали луковицы через лупу. Микроскопов не было и вообще ничего не было.
 
 21-2

Идя по улице, я встретила Фаню с Исааком. Его я увидела в первый раз. Оба поразили меня своей красотой. Фаня - в черном плюшевом пальто с большими пуговицами, обтянутыми плюшем, и в черной плюшевой шляпе с большими полями. Исаак – стройный, высокий, в пальто и шляпе. Помню место, где я их впервые вместе увидела.
Фаня нас учила три года и совершенно для меня неожиданно оставила меня на второй год в шестом классе. Это была очень странная система обучения. В нашей школе было одновременно и легко и трудно учиться. Мы не знали, как учиться. Учебников не было. Еврейская [светская] школа – явление впервые в истории. Дневников мы не вели. Отметок нам не ставили. Ни мы сами, ни наши родители не знали, чего мы стоим в глазах наших учителей. Нас переводили по «работе в классе». И вот по этой самой работе в классе я тогда думала, и сейчас так думаю, я осталась на второй год, из-за [предмета] истории, которую у нас вёл учитель Воробейчик. Мы на всех уроках писали конспекты. Фаня нас учила записывать кратко, не всё подряд. Наши конспекты не проверялись, и я, помня совет Фани кратко записывать – много пропускала. Откуда мы знали, что это, мол, важно, и достойно записи, а то – можно пропустить.
Когда окончили шестой класс, и я благополучно засела на второй год, Фаня уехала с маленькой Маечкой лечиться в Германию от туберкулёза. Все ученики пришли на вокзал. Даже родители, в том числе моя мама, пришли прощаться. Моя мама носила черную вуаль на шляпе – траур по моей бабушке. Я точно вижу маму в шляпе с вуалью. Родак в суматохе забыл отдать Фане коробку с конфетами, и растерянно держал ее в руках. Больше меня Фаня не учила.
Как только Фаня приехала в Ригу, она организовала большую внеклассную работу с нами. Помню первое в моей жизни собрание третьего и нашего четвертого класса. Было столько детей, что сидели не только на партах, но и на спинках сидений. Собрание вела Фаня. Стояла поразительная тишина. У Фани всегда было очень тихо. Она решила открыть с нами клуб и предложила выбрать для него название. Один мальчик – Эпштейн (ах, как чётко помню его – он сидел на спинке сиденья парты) сказал: унзер нест (наше гнездо). Фаня обрадовалась – «наше гнездо»! Что мы делали в клубе? Открылась читальня. Мы приходили в читальню, и читали, и читали. Книжки на еврейском языке (польское издание). Читали Генри Стэнли, Сэтона-Томпсона, Шолом-Алейхема,.Читали детский журнал «Унтер ди грининке боймелех» - «под зелёными деревцами». Помню обложку журнала - деревья, луг, детки под деревцами.
В классе стояла высокая до потолка круглая печка, и мы любили греться около нее, а Фаня не разрешала, это, мол, вредно. Я как-то стояла у печки с Любой Байтлер (надо же, и такое засело в памяти), а Фаня бросила на нас свой страдальческий взгляд – и мы отошли от печки – навсегда.

Наш клуб имел драматический кружок – ученики 3-го класса поставили по сценарию Фани пьесу «Как щепка говорила». Вот содержание. Европейцы-путешественники приехали в Австралию. Разбили два лагеря. И вот одному европейцу понадобился какой-то инструмент из второго лагеря. Он на щепке написал свою просьбу передать этот инструмент подателю этого «письма». Абориген отнёс щепку и был потрясён: как же щепка рассказала другому человеку, что требуется получить. В награду за доставку европеец попросил сотрудника дать аборигену кусок сушеной рыбы. Роль этого европейца играл Моисей. Как сегодня, звучат в моих ушах его слова: «гит им а штикл гетрикнтэ фиш». В этом спектакле играли также Берчик Шнайдер и Иосиф Острун. Берчик умер в 1969 г., Моисей в 1980-м. А Острун эмигрировал с семьей в Америку. Жив-здоров и счастлив.

      Фаня поставила также австралийский танец. Помню, как выкрасили коричневой краской танцоров и как их одели. Как сам танец, так и мелодия, свежи в моей памяти. А ведь это было в 1922 году – 60 лет тому назад.
Фаня открыла с нами кооператив, в котором мы охотно покупали тетради, перья, чернила и карандаши. С отъездом Фани всё кончилось: и читальня, и постановки, и кооператив, который жил в шкафчике на стене.
Фаня пользовалась авторитетом не только среди нас - учеников. Её все родители любили и уважали. Моя мама как-то пришла с родительского собрания. Фрау Родак (мы учителей звали только по фамилии + фрау или Herr, или + Фройляйн (фрейлн) сказала, что надо чистить зубы. Неслыханная сенсация – мама покупает нам, детям, 6 зубных щеток. Фрау Родак сказала, что на одеяла надо пошить пододеяльники. Вот так сенсация! Мама вызывает нашу домашнюю портниху Ханну сшить пододеяльники. Тогда готовое постельное белье не продавалось. И нашей бедной Ханне пришлось немало поломать голову над таким странным шитьем. Она привыкла обшивать нашу ораву 2 раза в году – перед осенними еврейскими праздниками и перед пасхой. Её искусство состояло в перешивании вещей со старших детей для младших, и в пошиве новых платьев, белья, даже пальто. Ханна с семьей погибла при Гитлере в 1941 г.

Фрау Родак сказала, что пока печи топятся, следует проветривать комнаты, ибо пока дрова не прогорели, печь не отдает тепло. Фаня сказала – закон! Фрау Родак научила нас убирать комнаты влажным способом. Тоже что-то невероятное. И всё. Что Фаня нам советовала, мы исполняли. «Фрау Родак сказала» - и этого было достаточно. Фаня была не только прекрасным педагогом с огромным авторитетом и талантом, но и настоящим просветителем наших малограмотных родителей. Фаня вернулась из Германии через год. И мы снова к ней зачастили. Ходили в гости целыми группами, и она всегда радостно принимала нас. Беседовала снами. Помню. В 20-х годах в Риге стали расти разные сионистские организации. Конкурирующие между собой, и мы легко могли попасть в их сети. Они вербовали членов среди нас, учеников. Фаня вела большую разъяснительную работу с нами. Именно у себя на дому, и именно насчет сионизма. Из нашей среды только один мальчик Лейб Циртель стал сионистом. Думаю, что это заслуга Фани.
Когда Фаня жила в СССР, она навещала Маю, которая [после войны] жила в Москве. В ее приезды я неизменно встречалась с нею, начинались воспоминания, и Фаня поражалась моей удивительной памяти. Я очень эмоциональная, может быть поэтому я так хорошо помню своё детство и отрочество. Когда Фаня умерла (в Тамбове), Мая мне написала: «мама скончалась, я еду туда». И я послала телеграмму: «скорблю вместе с вами о тяжелой утрате, потеряла лучшего друга».
В 1924/25г., когда Фаня уехала в Германию, нашим учителем еврейской литературы стал Родак. Трудно описать его уроки – это были беседы о поэтах и писателях, он сравнивал еврейских поэтов и писателей с русскими; читал нам «Пророк» Пушкина на русском языке. Мы узнали от него много новых слов, например, Интуиция, Резонёр и др. Как-то Родак дал нам контрольную работу (это у нас называлось «классная работа») по картине. Не сомневайтесь – картина – вот она перед глазами: затравленный прекрасный олень стоит на вершине горы. Единственное спасение от охотника – смертельно опасный прыжок через пропасть на другую вершину. Ах, эти глаза, полные отчаяния – и желания жить! Я думаю, что олень сделает этот прыжок и спасётся. Заглавие сочинения «дер тойтн шпрунг» - «смертельный прыжок».
После окончания IV основной школы я поступила в еврейскую гимназию. Здесь еврейский язык вел наш незабвенный классный руководитель   И.Ю.Браун, а во втором классе – снова Родак. Еврейский язык как таковой мы никогда не учили; никакой грамматики, а учили произведения еврейских писателей – Шолом-Алейхема, Переца, Шолома Аша, Берглсона и др. Родак вёл у нас историю еврейской литературы. Я тогда диву давалась, да и теперь изумляюсь: кто знал, как преподавать историю еврейской литературы?

 21-3а

 21-3б


Наши учителя были пионеры, открыватели. Они все были из еврейской интеллигенции, очень культурные и знающие. Но откуда они черпали знания, чтобы передать их нам, еврейским детям? Кто составлял программы? Никто, наверное, не знал, с чем едят эту самую историю еврейской литературы. Знал только Родак. Родоначальник еврейской литературы – Айзик Меир Дик. Эта новость прочно засела в серую клетку моего мозга.
Первый еврейский поэт [Морис] Розенфельд, оказывается, не революционер, он только плачет, охает, жалеет еврейскую бедноту. Но не призывает к борьбе. И эта новость навеки заняла место в моей памяти. У первого евр драматурга в пьесах – всегда резонёр. И слово новое  резонёр, и сам Гольдфаден закрепились в моей памяти. Учебников, дневников по-прежнему не было. Мы все уроки подряд писали конспекты, но у Родака надо было еще работать на уроке, самим докопаться до выводов.
Учителя ставили нам отметки в своих записных книжках, и так замысловато водили карандашом по книжке, что мы никак не могли узнать, что же нам всё-таки поставили. Как-то Родак увязал еврейских просветителей с французскими, и мы писали домашние сочинения о Дидро, Руссо, Монтескье. Эта тема мне не давалась, и я плохо написала.
Помимо уроков, Родак собирал с нами еврейский фольклор и вел грандиозную работу с нашим драмкружком. Он написал сценарий и поставил с нами весёлое праздничное представление – пуримшпиль – о Иосифе и его братьях. У Иосифа было 10 братьев, и я была одним из них. По библии мое имя было Hod, но в русском переводе просто “Гад”. Вообще не было  и не могло быть такой постановки, в которой я бы не принимала участия. Родак нам – всем братьям – туго закрутил полотенца на голову – чем не чалма? И учительница немецкого языка фрау Лифшиц зашила нас в простыни. Так были одеты братья и их отец – наш праведник и праотец Яков. Якова Играл Иосиф Гарфункель – он теперь уже 2 года с лишним живет в Америке. Младший сын праотца Якова Веньямин – у его ног – Рива Шемер, моя подруга, которая недавно умерла в Израиле.
Родак не вылезал из школы. Помимо «пуримшпил» он поставил труднейшую вещь Переца «Золотая цепь» и еще некоторые вещи. Наш спектакль имел огромный успех. О нём была статья в еврейской газете «Фриморгн», и нас пригласили на гастроли в Таллин – тогдашний Ревель. Приглашение пришло от Ревельской еврейской гимназии, и в пасхальные каникулы мы поехали на гастроли. Тогда Эстония была другое государство, но из Латвии, которая тоже была суверенным государством, в Эстонию, так же как в Литву, ездили без виз. В поезде мы были очень возбуждены. Ведь мы впервые в жизни ехали в спальном вагоне и притом ночью. Все воевали за верхние полки, и я не из последних. И до сих пор предпочитаю ехать именно на верхней полке. Может быть потому, что мне вспоминается та незабываемая ночная поездка.
Родак был исключительно внимателен к нам. У моей подруги Симы Фишберг разболелась голова. Родак дал ей порошок аспирин (не таблетку, а порошок, тогда лекарства не продавались таблетками) и налил из своего термоса в крышку термоса чай, дал ей запить.
              
    21-4  Сима Фишберг              21-5 Лёля, Роза Ливен, Сима Фишберг        
Наши гастроли прошли блестяще, и на этот раз был отзыв о них в эстонской еврейской газете. Перед отъездом в Ревель Родак собрал нас в «желтом» зале (зал с желтыми стенами) и на доске написал, что нам надо брать с собой. Среди разных вещей было одеяло с пододеяльником. На польском еврейском языке пододеяльник назывался «Цих» (наволочка на одеяло). Это слово нам рижанам было незнакомо. «Цих» в конце имеет букву «х» и пишется так: ך т.е. [в письменном виде] полукруг справа налево с длинной ножкой. Кто-то из нас пошутил – подошел к доске и стер полножки. Получилось ב – русское «б». Новое слово «циб» вызвало весёлый хохот, а Родак недоумевал, отчего мы развеселились. Мы много гуляли по городу, и я привезла несколько фотографий. Снимал нас Родак.

Исаак Израилевич был прекрасным лектором и читал лекции в еврейском прогрессивном обществе «ОРТ». Расшифровку слова не помню. Я была на одной лекции о еврейском поэте Йегеше [правильнее Иехоаш]. Но его душа больше лежала к нам. Кстати, своими постановками он выявил и развил богатый талант нашего соученика Бенно Тумаринсона. Бенно не только играл на сцене, но рисовал все декорации, отлично пел, итд. В нашем пуримшпил он играл роль шута – ведущего всего спектакля. В 1936 г. Бенно в возрасте 26 лет женился на разведенной жене нашего директора гимназии Берте Липмановне, которая была заведующей II еврейской основной школы, (а Бенно там [в свое время] учился). Берта Липмановна была старше его на 21 год, но брак был исключительно счастливый. Они поженились и уехали в Америку. В Нью-Йорке Бенно получил первый приз США за блестящую постановку «Преступления и наказания». Он стал известным режиссёром – и это заслуга Родака. Бенно умер от рака лёгких 3 года тому назад, а Берта Липмановна – еще раньше.

Итак, кто такой был Родак? Прекрасный педагог, Родак – лектор, Родак – собиратель фольклора, Родак – режиссёр, сам артист, Родак – гримёр, Родак – просветитель, культуртрегер, но в первую очередь – друг. Большой друг. В гимназии у нас был своеобразный клуб нашей параллели А и Б. Наши классные руководители Ираиль Юльевич Браун и Исаак Израилевич Родак. Мы встречались – оба класса – каждую пятницу вечером. Собирались в желтом зале на доклад какого-нибудь ученика. После доклада – чай с печеньем. Я была в «чайной комиссии». Я всегда любила общественную работу. Член чайной комиссии не только готовил и разливал чай, но и носил из дома посуду. Я в свою очередь читала доклад – у нас это называлось «реферат» - на тему «Женщина и социализм». Я его готовила по книге Августа Бебеля – само собой разумеется, на немецком языке. Ходила в Государственную библиотеку, там читала Бебеля и конспектировала. Когда я кончила читать свой реферат, Родак сказал «славный реферат!». Два слова – и я их бережно поместила в отдельную серую клетку. Ежедневно теряя клетки сотнями, я эту берегу: Родак сказал «славный реферат!».

И вот Родаки уезжали. Тем последним летом 1927 г. они снимали дачу на взморье в Дзинтари, Мы всей компанией пришли к ним прощаться. Провели весь день в лесу около дачи. После обеда Родак пошел домой с Маечкой укладывать ее спать и сидел около нее пока она не проснулась. Вообще Фаня должна была это сделать, но она, мило улыбаясь своей обаятельной улыбкой сказала Исааку, что она хочет посидеть с «товарищами», т.е. с нами. Так и сказала: «Мит ди хавейрим». Сомнения нет, что именно так она и сказала, ведь я в эту минуту не только вижу ее с нами в лесу, но и слышу ее голос. Об отношениях в семье Родак можно написать отдельную книгу. Это была идеальная семья, где все трое были спаяны огромным уважением и великой любовью. Фаня была болезненная, и Родак ее очень щадил. Фаня в тот день помыла посуду, а Исаак…вытирал. Новость! В наше время не принято было, чтобы мужчина помогал на кухне, по дому, или ходил за покупками в лавку. Слова «магазин» не существовало. Были лавки.

     Тетрадь II

Но я отвлеклась. Итак, мы распрощались с нашими прекрасными учителями и большими друзьями Родаками. В Риге они оставили прекрасную трехкомнатную квартиру, две прекрасные учительские зарплаты, отличную домработницу, а по-нашему «прислугу», и вообще хорошо налаженную жизнь в такой сытой, чистой и уютной Риге. В Киеве они стали жить в одной комнате в коммуналке с несколькими примусами на общей кухне, и нашли они только строящийся социализм и недопеченный черный хлеб по карточкам, от которого Маечка чуть не погибла, т.к. она его совершенно не переваривала. 
Фаня заболела и лежала в больнице. Пока Родак сидел около нее в больнице, обворовали, нет, не то слово, а буквально очистили их комнату – вынесли всё – от одеял, с пододеяльниками, закрывающими одеяла с обеих сторон, как наволочки…до утюга. Случись такое со мной, я бы прокляла тот час, когда я задумала поехать помогать строить социализм. Но надо было знать Родаков. Никогда они не сожалели о своем поступке, никогда ни слова упрёка друг другу. Проглотили эту пилюлю и жили как могли. Обзавелись новым хозяйством.  
В Киеве на Чудновского я у них не была, я тогда еще жила в Риге. Но по приезде из Латвии в Москву в 1934 году я очень хотела повидаться с ними. Ведь мы все годы переписывались.
Тем временем я выросла, вышла замуж за своего соученика Моисея, и мы вдвоем писали письма. Отвечала обычно Фаня. И в 1936г. сбылась моя мечта. Я получила бесплатную путевку в Крым, Кучук-Ламбат. Сорвалась из Крыма за неделю ло окончания срока и на пароходе и з Ялты поехала в Одессу, куда Родаки переехали. Пароход опаздывал на несколько часов. Родак. Бросив прием экзаменов в пединституте, где он работал, пошел меня встречать. Он полдня простоял в порту, пока не увидел меня на палубе и приветливо замахал рукой. Встреча была радостная. Мы пришли к нему домой. Родаки и в Одессе жили в одной, хотя и большой комнате. Фаня с Маечкой были на даче. Родак поспешил в институт принимать запоздалый экзамен, меня запер на ключ в комнате, чтобы я поспала. Вернулся он поздно. Я от волнения не могла и не хотела спать. Рассматривала альбом, смотрела в окно. Очень проголодалась, но была заперта. Мы на трамвае поехали на дачу. Дача – опять же одна комната. Между двойными входными дверьми была «кухня», т.е стоял примус не то на полу, не то на скамеечке, и было место на одного человека. Фаня болела плевритом и лежала в постели. Она сказала Исааку, что немного походила по комнате, и он на нее накричал: «Фаня, твое легкомыслие действительно не имеет границ!».
      Я уже писала, что Исаак очень любил Фаню, и  этот повышенный голос лишь подтверждает это. Мы с Маечкой хозяйничали. У Родака начался колит, и я, сидя на полу перед примусом варила ему ячневую кашу. Каша не удавалась. Получилась жидкая. Я ее вылила в ведро и сварила другую. Фане я рассказывала всё, что я помнила о ее работе с нами. В частности, как она отпускала нас домой: «берите книги и тетради и идите домой». Книги, мягко говоря, были преувеличением, т.к. у нас, кроме еврейской хрестоматии, учебников не было. У нас даже портфелей не было. Продавались круглые розовые резинки 1 см шириной, вот в эти резинки мы совали тетради,   учебник, деревянную ручку с железным пером и завтрак. В словах Heften (тетради) и aheim (домой) она не выговаривала звук h, и я ей это напомнила. Фаня остолбенела от изумления: «ты это помнишь?» «Фаня, ответила я, я всё помню. Я даже помню вашу бежевую шерстяную кофту с большими карманами. Я даже помню, как вы на уроке физики наглядно объясняли нам закон Паскаля».

       После войны Мая поступила в университет [МГУ] и жила в пол-комнате со своим дядей, братом Исаака. Другую половину комнаты занимала семья Фрейдиных. Их разделяли шкафы. Они разменяли эту своеобразную коммуналку на 2 комнаты в одной квартире в том же доме. Мае досталась узкая длинная комнатка 11 кв.м, а Фрейдиным– бòльшая, т.к. их было четверо.
Как-то Фаня приехала навестить Маю, и я виделась с нею. Помню эту встречу. Я узнала, что Мая уходила на фронт добровольцем, а Фаня и Исаак в эвакуации помогали раненым. Мая с боями дошла до Венгрии и, к счастью, не погибла. Я тогда не поверила – неужели добровольно? Разве кто-нибудь добровольно идёт на фронт? Этот разговор открыл глаза мне на многое. Я поняла, что тысячи и тысячи советских людей действительно добровольно уходили на верную смерть, а самое главное, я поняла, кто такие Родаки. Единственную горячо любимую дочь они благословили на это святое дело. Ведь Мая могла погибнуть, и они не пережили бы такого горя.
После этого разговора я привезла Фаню к нам на дачу, мы тогда жили в Малаховке [1949 г.]. Помню, я дала Фане подушку Дейвика, чтобы она полежала под деревом. А он – ему было тогда 3 года – сокрушенно спросил: «а когда ты поспишь, ты отдашь?»
После войны Родаки были направлены в Донбасс преподавать в учительском институте г.Артёмовска. В 1951г. они переехали в Тамбов. В 1953г. я у них гостила 2 недели. Исаак уезжал в Кисловодск, Фаня большей частью лежала, мы с Маечкой вели хозяйство. В Тамбове у них была 2-комнатная квартира. Это уже прогресс, большая кухня, без соседей. Это тоже новость. Но хотя водопровод был, слива не было, и мы ведра выливали во дворе. Туалет – во дворе, один на много жильцов.
…После Тамбова я Фаню больше не видела. Она умерла через год, и ее похоронили в Тамбове. Я Фаню долго забыть не могла, и до сих пор мне её недостаёт. Фаня осталась в моей памяти как идеальный человек, прекраснейший педагог и воспитатель. Добрый друг и умный советчик. На редкость красивый человек и лицом красавица. Фаню все ученики очень любили и уважали, не только ученики, но и все родители.
Через два года после смерти Фани Исаак вышел на пенсию и переехал в Москву к Мае в её 11-метровый пенал. Когда я, придя к ним, сокрушенно заметила, в какой тесноте они живут, Мая рассердилась: люди живут хуже, чем мы, в подвалах и полуподвалах, так что грех жаловаться – в этом Родаки. Страна переживает трудности, надо войти в её положение.
Приближалось 70-летие Родака [1960 г.], я задумала отметить этот юбилей в Риге, в кругу его бывших учеников. Для этой цели я поехала в Ригу – дело было летом, каникулы. Я с Дейвиком снимала комнату на взморье в Меллужи, а Родаку с Маей сняла комнату в Пумпури. С энтузиазмом ринулась в организацию юбилея. Дело не из простых. Мне помогала моя школьная подруга Рива Шемер (она скончалась год тому назад в Израиле в возрасте 70 лет) и школьный друг Иосиф Гарфункель с женой (они эмигрировали в США и очень счастливы). Надо было найти выпускников всех Родаковских выпусков гимназии. Надо было собрать деньги. Нас не удивляло, что все с радостью согласились отпраздновать юбилей Родака. Никто его не забыл, такого учителя нельзя забыть. Юбилей мы отмечали в квартире Ривы Шемер. Встреча не поддаётся описанию. Я вся трепетала от волнения и хлопот. Пришли также наши учителя Решин и Браун. Было много выступлений. Одно врезалось в память, кажется, теперь уже навеки. Встал ученик первого выпуска нашей гимназии 1925 года Гоули Раппопорт («Гоули» - его кличка за высокий рост) и сказал, между прочим: «Мои родители были очень бедные люди, и я ходил в недопустимо рваных брюках. Родак спросил у меня, нет ли у меня других брюк, и узнав, что нет, пригласил к себе домой. Он мне дал пару своих брюк, и я их долго носил». Ах вот как! Ещё одна черта Родака – доброта! Ещё один драгоценный камень в его короне!  Доброта, и притом так тактично выраженная. Родак тихо спросил: «И вы это помните?» Помню и никогда не забуду – ответил Раппопорт.

Годы шли, и Исаак Израилевич работал на общественных началах в Академии педагогических наук. Вёл эксперимент в одной из московских школ очень далеко от его дома – где-то на шоссе Энтузиастов. Работал с увлечением, но учителя неохотно шли на эксперимент. От них требовалось вести уроки по его заданию, затем после уроков вести с ним обсуждение, а после уроков им трудно было оставаться ит.д.
Родак много читал, собрал богатую педагогическую библиотеку. В библиотеке им.Ушинского он нашел интересную книгу на английском языке, и я с ним ходила туда в читальный зал и переводила статью из этой книги. Он удивлялся, как быстро и плавно я перевожу с листа, как будто читаю русскую книгу.
Последний раз я видела Родака за год до его кончины в 1980 г. Я приехала к Родаку и Мае в гости 1 мая 1980 г. Мая сказала, что записывает биографию отца под его диктовку, но до рижского периода ещё не дошли. И попросила меня написать о тех годах. Речь Родака была очень замедленна, зрение сильно упало. Слух тоже. Он меня практически не видел за столом. Встреча произвела на меня тяжелое впечатление. Я в ответ на Маину просьбу сказала, что напишу обо всём, а Родак, усмехнувшись, сказал: «пиши, пиши, что ты меня пугаешь?» Вот я и написала. Осталось немного, «еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя…».

Через год с лишним в конце июля Мая позвонила Дейвику (я с внуками жила на даче), что отец заболел. Дейвик приехал на дачу, чтобы передать мне это сообщение, и я помчалась в Москву. Родак умирал. Он лежал без сознания уже четвертый день. Он меня не видел и не слышал. Исаак лежал на белоснежной постели, укрытый простынёй. Комната поражала чистотой и порядком. Мая оставила меня одну с умирающим. Я держала его холодеющую руку – и вся ушла в воспоминания. Перед моим взором проносились картины одна за другой – вся моя жизнь под знаком Родаков – сперва Фани, потом Исаака, начиная с 4-го класса, т.е. с 1921/22 уч .года – вся моя 60-летняя дружба с Родаками. Я сидела безмолвно, и слезы душили меня, хотя грех плакать. Родаку исполнился 91 год. Он прожил очень долгую, красивую и честную жизнь. Он был мне большим другом и поддержкой в самые тяжелые годы моей личной жизни, после развода. Не выпускал меня из виду, водил к врачу-психиатру, встречался со мной часто. 
Был человек – и нет его. Исаак Израилевич скончался 28 июля 1981 г. Он прожил на 5 дней дольше прогноза врача. После похорон вернулись к Мае. Мая рассказала его биографию, как он познакомился с Фаней, как поженились, работали. Я рассказала о рижском периоде деятельности не только Исаака, но и Фани. Получились двойные поминки, но Фаня это заслужила. Все меня благодарили за «интересный рассказ», а Мая повторила просьбу все мои воспоминания записать.
Урну с прахом Мая поместила в колумбарий старого крематория, рядом с прахом брата, Иосифа Израилевича. Мы с Маей навестили могилу в сентябре. Вот подошли. Две урны. Два портрета. Две надписи на мраморной доске. Смотрела я на Родака долго. Он сидит еще почти молодой – такой спокойный, улыбающийся, красивый, добрый… Мир праху его!
Меня все годы мучило, что могила Фани находится в Тамбове. После смерти Исаака  Мая поехала в Тамбов и привезла нерадостные вести: могила разграблена. Ограду спилили и утащили, одни ножки остались. Мраморную плиту похитили. Кладбище стало православным, а женщина, которая взялась ухаживать за могилой, оказалась недобросовестной. В крематории мы видели у подножия некоторых урн фиктивные могилы – цветники с надписями. Мая попыталась  такое захоронение сделать у урн Иосифа и Исаака Израилевичей. Когда это будет сделано, я поеду туда, поклонюсь моим дорогим наставникам, помяну их добрым, добрым словом. Они этого заслужили.
Мир праху Фани… Мир праху Исаака… Фаня и Исаак оставили глубокий след в сердцах всех своих учеников, но так распорядилась судьба, что именно я одна из всех учеников провожала в последний путь  нашего последнего учителя, и именно я через год пришла на могилу его.
На этом надо бы остановиться, но я хочу добавить вот что: я всю жизнь думаю над волшебным секретом, которым обладали наши учителя – их владением классом, их умением вести уроки без окриков, без грубости. Без «тяжелого взгляда», который угнетает учеников, без повышения голоса, так объяснять материал, что он засел в голову навеки, с гарантией. Со знаком качества. Думаю с изумлением – почему они живут в нашей памяти, горят яркой звездой? В то время как ученики московских школ, в которых я работала, даже не помнят имен учителей – моя географичка, моя химичка, и не больше.
Да, это были особые люди. И не только Родаки. А Браун Израиль Юльевич? А Берз Исаак Наумович, его жена Тина Владимировна и другие. Знаний они давали мало. Не надо забывать, что мы учились без учебников, без наглядных пособий. Не надо забывать, что в 20-е годы все программы были короче – и по физике, и по химии, и по литературе и т.д. Не надо забывать, что мы в основной школе учили 5 языков – еврейский, иврит, русский, немецкий и латышский, а в гимназии – 6 языков. Прибавился английский или латынь по выбору. Мы учили всеобщую историю, еврейскую историю, историю Латвии, географию общую и географию Латвии.  Но откуда у нас такое знание русского языка и немецкого языка, которое позволило мне уже в 6-м классе основной школы выучить по собственной инициативе «Мцыри» /Лора: я помню, как мама читала мне всего Мцыри наизусть/,читать «Шинель» Гоголя, а в гимназии читать в оригинале драмы Шиллера, романы Келлермана, Зудермана, пьесы Гауптмана?
Дома мы говорили по-еврейски. Во дворе общались только с еврейскими детьми, т.к. у нас соседи были только евреи, и все говорили по-еврейски. В колониальной лавке (так у нас называлась бакалея) мы всё покупали на еврейском языке, а в других лавках – на немецком или русском, вот и всё общении е. Я думаю. Что владела русским так хорошо, потому что много читала. В гимназии наш классный руководитель Браун Израиль Юльевич очень поощрял пропуски занятий, если мы вместо школы ходили в Государственную библиотеку-читальню и там читали. У нас не требовали справок за пропущенные занятия. И мы – я с Моисеем – часто просиживали в этой библиотеке, он читал Плеханова, а я Бебеля и других социалистов. Помню – читала Бонч-Бруевича на русском, Бюхнера и Бебеля – на немецком. Счастливые это были дни, и я их не забуду, как не забуду свою школу, своих незабвенных учителей, и особенно Фаню, Исаака и Израиля Юльевича Брауна.

     Тетрадь III

      Было бы ошибкой думать, что из всех учителей я запомнила только Фаню и Исаака. Моя обостренная память вызывает из небытия моих самых первых учителей. Сначала меня и старшую сестру Йетту учила на дому учительница – соседка из нашего дома фрейлин Бернштейн. Школы не работали. Только что закончилась первая мировая война, началась гражданская, не до школ. Потом нас учила другая соседка - фрейлин Люба Кир. Помню – учили басню Крылова и французский язык. Помню французское стихотворение и тогда на всю жизнь запомнила таблицу умножения. Папа нас запер в комнате и не выпустил, пока мы не заучили ее. А потом открылись школы, но еще не еврейские. Нас отдали в еврейскую школу с немецким языком преподавания. Это была частная школа Herr и Frau Габай. Учили там и иврит. Вот по иврит у нас как раз был учебник. Помню запах его еще не разрезанных листов и рисунок носильщика с корзиной на спине, а рядом подпись на иврит «сабол» (носильщик). Очевидно, тогда в Риге стояли немцы, улицы все переименовывались на немецкий яз. Например, Мариинская стала Marienstrasse. А потом немцев выгнали, вошли большевики. Папа нас отдал в русскую частную гимназию Беатр, но вскоре забрал, так как открылись еврейские народные основные школы, бесплатные. Папа говорил, что терпеть не может белогвардейщину, и не хотел, чтобы мы учились в русской школе. Брата отдали в хедер. Время 1918-1920 г.г. было голодное. Детям отпускали на Елизаветинской из кухни обед – фасолевый или бобовый суп и какао. Мы, трое старших детей (а нас уже стало шестеро) ходили с двумя бидонами за питанием. В школе нам давали рыбий жир, всех поили из одной десертной ложки. Я очень гордилась, что принимала эту отраву, ничем не закусывая.
Время было вшивое. Завшивленность невероятная. Моя голова с исключительно густыми волосами так и кишела живностью. Да не только моя. Нас, всю школу учителя водили в баню коллективно, и пока мы скреблись и мылись, наша одежда парилась в парилке с очень высокой t° и таким образом дезинфицировалась. Когда нас перестали водить в баню, а такое время настало, мне голову дома мыли зеленым мылом. Это такая густая паста темно-зеленого цвета. А потом полоскали, добавляя керосин. …Помню, в 4-м классе нас на уроке по очереди вызывали к доске и проверяли головы. Меня даже отослали домой – стричься. С пятого класса я уже была чистая.
Итак, до открытия основной еврейской школы мы поменяли несколько школ и частных учителей. В еврейскую основную школу мы с сестрой поступили сразу во 2-й класс. Но вскоре нас пересадили в 3-й – что-то мы знали больше, чем другие. В третьем классе оказалось, что мы не умеем считать на счетах, а в классе стояли большие счеты на ножках, и меня оставили на второй год, а Йетту перевели в 4-й. В 4-м классе ее   оставили на второй год, и я ее догнала. Какая-то карусель. 
      Примечание Лоры: На этой фотографии 1922 года Лёля во 2-м ряду 2-я слева,  Йетта, похоже,  в нижнем ряду 4-я слева. 
                      
                                               21-6                                              21-7

Мы ведь не знали, как мы учимся, и как готовить уроки. Думаю, что и учителя наши не знали, что же мы всё-таки должны знать. За успеваемость нашу никто не боролся, за сохранение контингента – тоже не боролись. Соревнования в учебе – боже упаси- не было, и слова такого не было. Нас очень легко оставляли на второй и на третий год, и очень легко советовали родителям: « Отдайте ее в портнихи, в продавцы и.т.д.» Никто с нами не занимался дополнительно. Думаю, что наши учителя, будучи пионерами, просто не понимали, что с нами делать. Они мне напоминают народовольцев, подвижников. Мы их всех уважали, смотрели на них как на особых людей высшего порядка.
В шестом классе я просидела два года, и должна сказать, программы по всем предметам отличались [от прошлогодних], однако я хорошо училась на втором году. Тут меня догнал Моисей, и мы были вместе в шестом классе, где началась наша любовь.
По окончании 6-го класса у нас был выпускной вечер на дому классной руководительницы фрейлин Левинсон, и идя оттуда домой, мы держались за руки.
 





Cоздание сайта: SAMOMU.RU
ГлавнаяНовости ContactsИстория школыУчителяУченикиИ музыка И словоОни вспоминаютЭпизодыAd MemoriamFORUMЛёля Иткина