ГлавнаяНовости ContactsИстория школыУчителяУченикиИ музыка И словоОни вспоминаютЭпизодыAd MemoriamFORUM
Рижская еврейская светская школа
Были такие школы
      Газета «Литература и искусство», 25 ноября 1988 г.

   В середине 18-го столетия в Восточной Европе возникло еврейское движение просвещения – Хаскала. Деятельность этого движения имела большое значение в распространении просвещения среди евреев, способствовала процессу возникновения светских школ на территории Латвии.

   Первая светская общеобразовательная школа в Латвии была открыта в Риге в 1840 году. Ее организация связана с деятельностью известного еврейского просветителя Макса Лилиенталя и ученого Реувена Вундербара. Р. Вундербар в 1850 году открыл в Елгаве (Митау) еврейскую школу для девочек. В начале 20-го столетия в Прибалтике было уже достаточно много светских школ.

   Новый подъем в развитии еврейской школьной системы начался после Октябрьской революции. В период советской власти в Латвии в 1919 году педагоги-энтузиасты – представители еврейской прогрессивной интеллигенции начали создавать широкую сеть еврейских народных школ и в эту работу включились целые учительские семьи: Вульфсоны, Воробейчики, Берзы, Брауны, Родаки, Шнеуры, Решины, Ширманы и еще многие другие.

   17 января 1919 года была открыта и еврейская средняя школа (четырехклассная гимназия), в которой до мая 1934 года работал директором известный педагог Исаак Берз.

   В это время начали работать еврейские гимназии и в нескольких других городах Латвии - Лиепае, Даугавпилсе и Резекне.
В те времена известными еврейскими учителями в Латвии были Айзик Элкишек, Берта Розенфелде, Мендель Марк, Гирш Эткин. М. Марк написал книгу «Еврейская светская школа в Латвии», которую издал в Нью-Йорке в 1973 году, а Г. Эткин - книгу «Евреи и латыши», изданную на еврейском языке в 1938 году.
В двадцатых и в начале тридцатых годов сеть еврейских школ в Латвии непрерывно росла. Так, в 1919/1920 учебном году в Латвии было 24 еврейских школы с 4756 учениками, а в 1933/1934 учебном году – 119 школ с 14115 учениками. После Ульманисовского переворота 15 мая 1934 года сеть еврейских школ сократилась, прогрессивных учителей отстранили от работы и значительное влияние в школах приобрели клерикалы.
В 1939/1940 учебном году в Латвии было 74 еврейских школы, из них 26 содержались из частных источников.
В 1940/1941 учебном году в условиях советской власти сеть еврейских школ была расширена. Все еврейские школы стали государственными. Было открыто несколько новых школ и проведены мероприятия для укрепления материально-технической базы школ.

   В Риге, Даугавпилсе и Лиепае действовали также еврейские вечерние школы. Рижская еврейская вечерняя школа с 250-300 учениками имела коммерческую направленность. Наряду с полным курсом средней школы в Рижской вечерней школе преподавали также политэкономию, бухгалтерию, машинопись, основы юриспруденции, технологию производства и другие специальные предметы. Долголетним директором этой школы был И. Найшлос. В школе работали очень талантливые педагоги, использовавшие прогрессивные методы обучения, поддерживали самоуправление школьников и поощряли создание различных кружков самодеятельности. В этой школе выросли многие участники революционного движения.

   В 1940/1941 учебном году в Рижскую еврейскую вечернюю школу записались более 1000 учеников. Школу разместили в более просторных помещениях и дополнили новыми педагогами.

   Особое место в системе еврейского образования занимала Рижская специальная основная школа, или, как ее называли, вспомогательная школа. Это была первая в Прибалтике еврейская школа дляпсихически отстающих детей. В школе работали педагоги-специалисты, которые тесно сотрудничали с психологами из Института исследования молодежи. Центральное место в учебно-воспитательном процессе было отведено физическому воспитанию и практическим занятиям. После окончания этой школы воспитанники были вполне подготовлены к тому, чтобы без особых трудностей включиться в нормальную рабочую жизнь. В школе было около 100 воспитанников. Директор этой школы – педагог Бронислава Рабинович.

 

   В Риге, Даугавпилсе и Лиепае были также еврейские ремесленные училища. В Риге такая школа действовала со слесарным, столярным и электромеханическим отделениями для мальчиков и, в свою очередь, для девочек – с отделениями швейным и по изготовлению белья и головных уборов. Кроме того, действовала также двухгодичная сельскохозяйственная школа, портняжная школа и школа медсестер при больнице «Бикур-холим».

    В кругу забот еврейской общественности всегда была организация летнего отдыха для детей из бедных семей – так называемые детские колонии и игровые площадки. Их содержали родительские советы школ, общество учителей «Гаморе», Центральная еврейская школьная организация «ЦИШО», Медицинское общество «ОЗЕ» и другие общественные благотворительные организации, а также на пожертвования отдельных лиц и субсидии городских самоуправлений.

 

Со временем образовалась широкая сеть колоний и площадок во многих городах Латвии. Самая большая и наиболее благоустроенная детская летняя колония была на Рижском взморье, которую открыли в 1929 году в Яундубулты (сейчас в этом здании располагается Юрмалский дом пионеров). Здание было выстроено на средства, выделенные Юделем Брауном (дедом известного пианиста Германа Брауна) в качестве благотворительного пожертвования еврейским детям.
Колония была размещена на большой территории с прекрасным двухэтажным зданием, где устроили солнечные спальни, столовую, зал для игр, душевые. Все - с автономной системой канализации и соответствующим электроосвещением. Строительными и организационными вопросами руководил педагог Арон Решин, куратором был детский врач Лемперт.
Каждое лето в колонии отдыхали 250-300 детей, каждая смена длилась 4-6 недель, большая часть детей жили там без оплаты, остальные платили небольшую сумму.
Другая большая детская колония действовала в Стропах – дачном районе Даугавпилса, в большом здании, построенном в основном на пожертвования всемирно известного скульптора Наума Аронсона. На открытие колонии Н. Аронсон приехал из Парижа.

   В предвоенные годы особое внимание уделялось подготовке кадров еврейских учителей. Уже в 1921 году в Риге были открыты одногодичные курсы. В 1926 году длительность обучения увеличили до двух лет, при этом организовали два потока – иврит и идиш. На двухгодмчных курсах готовили учителей по всем предметам, предусмотренным для основных школ, в свою очередь учителя-воспитатели для дошкольных классов учились на одногодичных курсах.

   Большая часть курсантов были из провинции, главным образом из латгальских городов. Еврейские педагогические курсы довольно высоко котировались. Курсы повышения квалификации еврейских учителей действовали и в летние месяцы.

В подготовке кадров еврейских учителей в Латвии большая роль принадлежала известным ученым - филологу Юделю Марку, историку профессору Науму Переферковичу, философу доценту Марку Вайнтраубу. 

   Всемирно известный еврейский историк Симон Дубнов, который жил в Риге с 1933 по 1941 год, специально написал «Историю евреев» для школы и дома, изданную в Риге несколькими изданиями с 1934 года.

 

В 1940/1941 учебном году в Латвии работали около 500 еврейских учителей. Почти 400 учителей были убиты в годы гитлеровской оккупации.

  4 июля 1941 года в синагоге на улице Гоголя фашистские молодчики сожгли вместе с сотнями евреев директора Рижской 16-й еврейской средней школы Айзика Элкишека и молодого учителя Лейзера Бернштейна. Гитлеровцы убили известных еврейских педагогов – Жаниса Бергманиса, Эйду Залкиндер, Язепа Тайца, Абрама Решаля, Гершона Гликмана, Риву Готлиб и других.

   Многие педагоги еврейских школ во время Отечественной войны сражались на фронте и героически погибли – Соломон Белинкий, Нахман Иткин, Залман Шнеур, Арнольд Магидсон, Самуил Маляцкий и другие.

Только немногие педагоги довоенных еврейских школ после войны могли продолжить свою педагогическую работу, активно включившись в сферу народного образования. Здесь можно упомянуть Заслуженных учителей ЛССР Цодика Левина, Генриха Шпунгина, Отличников народного образования Григория Левина, Эсфирь Цейтель, Иосифа Писецкого, преподавателей высшей школы Лию Черфас, Хану Маркушевич и других.

     В предвоенные годы еврейских детей успешно обучали и учителя других национальностей, например, в гимназии «Иврит» работала Заслуженный учитель ЛССР Милда Знотиня, в гимназии «Эзра» - писатель Павил Вилип, в Рижской еврейской гимназии – доцент ЛГУ Кугерис, доцент Рижского педагогического института Тупицын, художник гимназии Раухваргера Хелена Дененгирш и другие. Таким образом, небольшая община еврейского меньшинства в предвоенные годы в Латвии жила полнокровной жизнью, широко развивая работу по народному образованию и активно включаясь во все общественные процессы в Латвии.

   Все это немедленно уничтожила гитлеровская оккупация. Остались руины, братские могилы, где похоронены тысячи безвинно расстрелянных евреев.

     В условиях сталинизма послевоенных лет и последовавшие годы стагнации ничего не было сделано, чтобы восстановить систему еврейского образования. Только в условиях перестройки, при поддержке прогрессивной латышской интеллигенции, Латвийского Фонда культуры и Народного Фронта Латвии мы могли восстановить систему еврейского образования.

   Под этим подразумеваем прежде всего возрождение еврейской школы, организацию различных курсов, как на идиш, так и на иврите, по еврейской истории, литературе и искусству.

   В современной еврейской  школе, которую хотим создать, основные предметы предусмотрено преподавать на латышском или русском языке. Однако в содержание каждого учебного предмета будут включены сведения об истории еврейского народа, литературе и культуре. В этой школе во всех классах будут изучать основной курс еврейского языка и литературы. В этой школе будет возможность факультативно овладевать наследием еврейской культуры.

   Однако  реально еврейскую школу можно будет открыть не ранее 1990 года, а сейчас совместно с Министерством народного образования нам необходимо организовать воскресные школы для детей и родителей, а также факультативные занятия по еврейскому языку, истории и овладению основами культуры в школах, в которых учатся еврейские дети. Надо подумать также об организации групп еврейских детей в детских садах. Необходимо создать центр еврейского образования. На улице Упиша, 6 могла бы действовать система курсов и семинаров.

 

Педагоги  Абрам Бармазель

  перевел с латышского Ивар Брод                                                        Хоне Брегманис

 

 






Cоздание сайта: SAMOMU.RU
ГлавнаяНовости ContactsИстория школыУчителяУченикиИ музыка И словоОни вспоминаютЭпизодыAd MemoriamFORUMБыли такие школы