с эпиграфом Памяти Михаила Ио: Моисей Берченко "Чтобы помнили, чтоб знали, чтобы чтить не переставали…"
Несколько цитат из этой статьи:
...Я хочу рассказать о талантливом еврейском художнике Мейере Иоффе, известном под псевдонимом Михаил Ио (1895-1960). Сейчас редко кто вспоминает, что художником Московского еврейского театра (ГОСЕТ) наряду с Тышлером был в конце сороковых годов Михаил Ио, что его пригласил в свой театр сам Соломон Михоэлс из Рижского еврейского театра, где Михаил Ио работал театральным художником. М.Иоффе был не только театральным художником, но и талантливейшим графиком, публицистом и теоретиком еврейского театра. Его книга “Театр пессимизма” и по сей день не утратила своей актуальности и является лучшей теоретической работой о еврейском театре.
...Мейеру удаётся окончить в Риге художественную школу Брауна. Упорным трудом и талантом он достиг вершин художественного мастерства, стал профессиональным художником высокого класса. Первая персональная выставка его картин состоялась уже в 1918 году. Большая персональная выставка картин художника открылась в Риге в 1930 году, а в 1939 году в Таллинне проходила Международная выставка еврейских художников-графиков, в которой в качестве участника наравне с М.Шагалом и Л.Пастернаком принимал участие и Михаил Ио.
...Жизненный и творческий путь художника Михаила Ио был довольно сложным, а порой и драматичным. Во время первой мировой войны его призывают в армию. Он принимает участие в боях и получает серьёзное ранение в правую руку. Вместе с врачами в спасении руки принимает участие и будущая жена Михаила Ио – Лия Каменькович. Их старания не проходят даром, и руку художника удаётся спасти. Словно в благодарность за спасение художник создает подлинные шедевры. Его графические работы привлекают серьёзное внимание не только в Латвии, но и за рубежом. О них часто пишут в газетах и журналах. Художник становится известным и популярным. В еврейской культурной жизни М.Ио занимает заметное место. Редкое общественное и культурное начинание происходит без его участия: новая газета, журнал, литературное собрание. Он делает зарисовки, пишет шаржи, статьи, рецензии.
...В годы Великой Отечественной войны Соломон Михоэлс приглашает Михаила Ио в театр ГОСЕТ в качестве театрального художника. Михоэлса и Ио многое роднило в восприятии еврейского характера, быта, культуры. Это не удивительно. Оба долгое время жили в Риге, были единомышленниками. Им работалось вместе легко и интересно. Они словно дополняли друг друга. Но этой прекрасной поре вскоре наступил конец. Началась оголтелая травля евреев – деятелей культуры, науки, медицины. Убийство С.Михоэлса и арест членов Еврейского Антифашистского Комитета, обвинённых в национализме, сионизме и шпионаже, “борьба с безродными космополитами” и “дело врачей” открывали новую страницу в трагедии еврейского народа. Эта трагедия не могла не коснуться такого Мастера, как Ио. Его обвиняют в сионизме.... Шесть лет Иоффе провел в угольных шахтах и на рудниках Воркуты. У него не было ни красок, ни кисти, ни холста, ни бумаги. Но тяга к живописи, к искусству была столь велика, что из скудного лагерного рациона он лепит из хлебного мякиша фигурки-статуэтки. Некоторые из них ему удаётся сохранить и даже привезти из заключения в 1956 году,
.
38-2
..Незадолго до своей смерти Иоффе отбирает лучшие свои картины и везёт их из Риги в Москву на выставку. В Ригу они уже не возвращаются. Вдове известного еврейского поэта Переца Маркиша удаётся перевезти находившиеся у неё картины в Израиль. Среди этих творений – знаменитая картина «Кол Нидрей».
...Многие из своих картин Иоффе вынужден был продать в годы войны, чтобы прокормить семью, многие пропали во время немецкой оккупации Риги. Хотелось бы надеяться, что люди, которым известна судьба этих картин, откликнутся и воздадут должное художнику – помогут в организации галереи его картин.